Танкеры, ежегодно перевозящие через центр Стамбула более 150 млн т нефти, уже давно беспокоят турецких чиновников и жителей 15-милионного города. Когда начнется добыча нефти в каспийских проектах, трафик достигнет пика, опасается представитель МИД Турции Митхат Ренде.
За последние 15 лет в проливы попало 155 000 т нефти, а 80% танкеров, которые проходят через них, устарели, передает Reuters слова министра экологии Турции Вейсела Эрголу. Теперь бизнес должен приготовиться к переходу на «обходные» трубопроводы — речь о проектах Самсун-Джейхан и Бургас-Александруполис, добавляет Ренде. По данным президента «Транснефти» Николая Токарева, стоимость транспортировки нефти через проливы составляет $4/т, по нефтепроводу Бургас-Александруполис расчетная стоимость — $7; для Самсун-Джейхан цифры пока нет, однако предварительные расчеты показывают, что она будет в три раза выше, чем транспортировка через проливы. «Некоторые компании думают, что транспортировка нефти через проливы обходится дешевле, чем нефтепроводы. Но они должны думать о “скрытых издержках”, что возможный разлив нефти обойдется им в миллиарды долларов», — напоминает Ренде. Российские «Транснефть» и «Роснефть» сделали несколько конструктивных замечаний и выразили готовность работать вместе турецким правительством, пишет газета "Ведомости". Некоторые нефтяные компании, в основном американские, предложили радикально модернизировать проливы, включая дноуглубительные работы и выпрямление фарватера. Каждый год через проливы проходит 10 000 танкеров, в основном, небольших и устаревших, которые перевозят нефтепродукты, но для мазута «обходные пути» не обсуждаются, сетует представитель Chevron. По его словам, запуск нефтепроводов приведет к ограничению использования современных и мощных танкеров. Турция готовит документ, который подразумевает использование всех возможных путей обхода проливов, знает представитель турецкого офиса BP, однако конкретных мер не обсуждалось. В турецкой прессе сообщалось о возможном создании специального фонда безопасности на $30 млрд. Возможности Турции по регулировке трафика в проливах Босфор и Дарданеллы ограничены Конвенцией Монтре о статусе проливов 1936 г. Она применялась два года назад во время конфликта России и Грузии, когда США получили отказ в пропуске кораблей в Черное море, пишет "The Financial Times". Конвенция Монтре будет исполняться, обещает Ренде: «Однако свобода проезда по проливу должна быть под контролем в интересах экологии и ради народа Турции».
|